загрузка...
Тема: «Нравственная оценка деятельности»
Цели:
Образовательная: формирование понятий: нравственность, нравственная оценка деятельности, нравственная самооценка, общечеловеческие ценности; раскрыть значение нравственности в жизни общества, показать основные факторы, влияющие на формирование нравственных норм.
Воспитательная: продолжить формирование нравственных основ личности учащихся; развитие коммуникативных навыков учащихся.
Развивающая: совершенствование умения анализировать; продолжить формирование умения работать с текстом документа, словарем; развивать умение вести дискуссию, отстаивать точку зрения; формировать умения, необходимые для исследовательско-поисковой деятельности.
I этап: Целеполагание
Учитель: Древнегреческий философ Диоген Синопский, пытаясь отыскать истину, зажег днем фонарь и расхаживал с ним по улице.
Я тоже зажигаю фонарь и днем с огнем с той же искренностью и внутренним трепетом повторяю его знаменитую фразу: «Ищу человека!». При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.
О чем же будет этот разговор? Попробуйте сами определить его тему, прослушав отрывок из поэмы другого философа Гесиода и познакомившись с изречениями на доске
«Создали, прежде всего, поколенье людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя, не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться, не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Им был ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, -
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных…
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им …
Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут…
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет»
^ Фронтальная беседа: Определение темы урока «Нравственная оценка деятельности»
О чем идет речь в этом отрывке?
Что, по мнению Гесиода, лежит в основе благополучия или неблагополучия общества?
Почему можно судить о тех или иных качествах личности? В чем они проявляются? (тема записывается на доске)
^ II этап: Изучение нового материала
Работа с определениями
Учитель: (познавательная задача)
Что такое деятельность вам известно. А что же такое нравственность? В разных словарях дается разное определение нравственности. Попробуйте выявить то общее, что объединяет все эти определения. Определите круг вопросов, которые мы могли бы обсудить на уроке, (раздаточный материал)
Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе,
а также выполнение этих правил, поведение
С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.,
«Русский язык», 1988 г.
Нравственность - Одна из форм общественного сознания, социальный
институт, выполняющий функцию регулирования
поведения людей во всех без исключения областях
общественной жизни.
Философский словарь. Под ред.И.Т.Фролова. М.,
«Издательство политической литературы», 1986 г.
Мораль(фр.) - Нравственность, совокупность норм и принципов
поведения людей по отношению к обществу и другим
людям; одна из основных форм общественного
сознания.
Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1988г.
Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести
человека.
В.Даль. Толковый словарь. М., «Терра», 1995г.
Нравственный – противоположно телесному, плотскому; духовный,
душевный. Относящийся к одной половине духовного
быта, противоположный умственному, но составляющий
общее с ним духовное начало: к умственному относится
истина и ложь; к нравственному – добро и зло.
добронравный, добродетельный, благонравный;
согласный с совестью, с законами правды, с
достоинством человека, с долгом честного и чистого
сердцем гражданина.
^ Фронтальная беседа по вопросам познавательного задания.
Вывод: Нравственность, моральные правила поведения в обществе. Нравственная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции тех требований, которые содержаться в моральном сознании общества. К ответу, на какой единственный вопрос сводится эта оценка? Суть этого вопроса очень удачно сформулирована в древнекитайском изречении: «Я не знаю, не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства .Я не знаю что такое зло. То, что люди не любят во мне, вот это и есть мои пороки.».
(Под темой на доске записывается вопрос: «Что есть добро и что есть зло? »).
2.Проблемное задание
Фронтальная беседа:
Всегда ли ответ на это вопрос одинаков?
Вывод: Томас Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мысли людей».
От чего зависят эти различия? Попытайтесь ответить на этот вопрос, проанализировав несколько конкретных ситуаций.
По ходу работы над данным заданием, начинается работа над составлением в тетрадях учащихся и на доске, опорной схемы учебного материала урока. В законченном виде схема выглядит следующим образом:
^ Нравственная оценка деятельности:
(Что есть добро и что есть зло?)
этническая социальный социальная
группа слой группа
исторические общечеловеческие самооценка
условия ценности
Прежде, чем продолжить работу, откройте тетради, запишите тему урока и по ходу работы составьте конспект.
А) У восточных народов принято многоженство, а европейцы считают этот обычай варварским
(этническая группа)
б) Дворяне с презрением относились к купцам, и даже большое состояние не могло дать последним положение в обществе, так как, по мнению дворян негоже человеку зарабатывать своим собственным трудом
(социальный слой)
в) В воровском мире существует свой кодекс чести, за нарушение которого вор лишается репутации.
На этот кодекс совершенно не приемлем для честных людей
(социальная группа)
г) Княгиня Ольга сожгла дотла поселение древлян, проявив с нашей точки зрения крайнюю жестокость. Но могла ли она сохранить свое лицо, проигнорировав обычай кровной мести и не отомстив за смерть мужа?
(исторические условия)
^ 3.Проблемное задание
Учитель: Население земного шара более:6 млрд. человек, говорящих примерно на 5660 языках, живущих более чем в 200 государствах, обладающих более чем 40 тыс. профессий, принадлежащих к разным социальным системам, классам, возрастным группам, религиям и т.д.
Возникает вопрос: есть ли что-то, что неизбежно остается добром, и что-то, что неизменно остается злом, во всем этом многообразии? Некий неизменный моральный принцип?
Прежде чем ответить, поразмышлять вслух на этим вопросом, познакомьтесь с предложенными вам цитатами ( раздаточный материал)
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия)
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» (И.Кант)
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О.Ключевский)
«Если не хочешь знать страха, не чини зла» (Кабус)
^ Фронтальная беседа по вопросам задания
Вывод: Я это делаю в большей степени для себя или в большей степени во имя других людей? «Мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке» (народная мудрость).
4. Проблемное задание.
Учитель: Если существует единый моральный принцип, по всей вероятности существуют и общечеловеческие нравственные ценности. Каковы они? Что при любых условиях будет добром, а что злом? На доске предложена таблица:
Добро
Зло
Каждый из вас сейчас попробует заполнить её самостоятельно у себя в тетрадях. По ходу работы вы можете выйти к доске и внести в нашу коллективную таблицу ценности или антиценности наиболее значимые на ваш взгляд. Во время работы прозвучат две песни. Возможно, мысли авторов натолкнут вас на определенные идеи. (Звучат фонограммы песен В.Высоцкого «Я не люблю» и И.Иванченко «Песня маленькой волшебницы»).
(Во время самостоятельной работы учащихся учитель контролирует работу учащихся и помогает заполнить коллективную таблицу).
^ Фронтальная беседа: Обсуждаются ценности и антиценности, внесенные в коллективную таблицу, с целью выяснить являются ли они общечеловеческими.
Учитель: Был проведен социологический вопрос, в результате которого была составлена таблица подобная той, которую составляли мы.
(Таблица вывешивается на доске)
Добро
Зло
Честность
Честь
Добросовестность
Добропорядочность
Великодушие
Доброта
Трудолюбие
Верность
Надежность
Милосердие
Ненависть
Агрессивность
Обман
Жадность
Трусость
Зависть
Эгоизм
Жестокость
Предательство
Сравните две таблицы. Проанализируйте ценности, приведенные во второй таблице.
(В ходе голосования выявляются ценность и антиценность, определенные учащимися, как наиболее значимые большинством голосов)
Почему именно эти ценности?
(В опорную схему вносится запись: общечеловеческие ценности)
^ Проблемное задание
Учитель: В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, пекари и т.д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить обществом боги не сумели. И тогда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела – строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а дело нередко кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…
И над родом людским нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: «Как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т.д. А как поступить со стыдом и правдой?»
Зевс ответил: «И стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…».
^ Фронтальная беседа:
Почему Стыд и Правда должны быть причастны каждому?
Вывод: Общество лишь оценивает результаты поступка, а моральный выбор есть личное дело каждого, только сам человек может его сделать. Существует поверье, что у каждого человека на правом плече сидит ангел, а на левом черт. И тот и другой шепчут ему на ухо. И только сам человек может решить к кому из них прислушиваться.
(В опорную схему вносится запись: самооценка).
Учитель: В начале урока я зажгла свет в надежде, что он поможет мне найти Человека. Имею ли я право оспаривать мнение если и не великого, то уж точно известного философа? Но всё же я задаю себе и вам вопрос: а может Гесиод был не прав? Может быть, он искал не там? (фронтальная беседа).
Вывод: Освещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека надо искать не в толпе, а в себе самом.
III этап. ^ Домашнее задание
(раздаточный материал, комментируется учителем)
Задание №1
Какая из четырех триад вам ближе всего по духу:
«Истина. Доброта. Красота» (классическая философия)
«Вера. Надежда. Любовь» (христианская этика)
«Свобода. Равенство. Братство» (основной демократический лозунг)
«Совесть, Благородство и Достоинство
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
(Б.Окуджава)
Почему?
Составьте свою триаду.
Задание №2
Сочини философскую сказку на тему нравственности.
В качестве примера познакомься с французской сказкой «Райский табурет»
(Если позволяет время, можно провести предварительное обсуждение первого задания в форме экспресс-опроса).
IV этап. ^ Обобщение и закрепление
Работа в группах (по рядам)
Творческая работа: Попытайтесь создать доступные образы понятия «нравственность».
Как объяснить понятие «нравственность» пятилетнему ребенку
Зрительный образ нравственности
Как объяснить, что такое нравственность представителю внеземной цивилизации (демонстрация результатов выполнения творческого задания)
V этап. Рефлексия
Визуальный тест
Учитель: Определите свое согласие или несогласие со следующими
утверждениями:
Я сегодня открыл для себя что-то новое
Разговор увлек меня, мне было интересно
Мне кажется, что проблема, поднятая на уроке, достойна того, чтобы задуматься над ней серьезно
Я не нашел подтверждение своим мыслям в мыслях других людей
Я думаю, что мне захочется вернуться к этой теме снова
(Учащиеся поднимают карточки: если согласен – красную, если не согласен – черную)
Оборудование урока
Доска
Опорная схема
Таблица «Общечеловеческие нравственные ценности»
Высказывания:
«Воздастся каждому по делам его» (Библия)
«Мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке» (народная мудрость)
«Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» (А.Швейцер)
«Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой других» (И.Кант)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, вот это и есть мои пороки» (Древнекитайское изречение)
Магнитофон. Фонограммы песен: В.Высоцкий «Я не люблю», И.Иванченко «Песня маленькой волшебницы»
Раздаточный материал
Карточки для визуального теста
Рабочие тетради учащихся
загрузка...