загрузка...
В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков не сформулированных предложений. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Результаты анкетирования учащихся 9-х классов также говорят о высокой потребности в курсе по психологии общения.
Необходимо также заметить, что в последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
коммуникабельность;
способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.
Элективный курс "Психология общения" направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Задачи курса:
Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.
Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Продолжительность курса: 34 часа (1 час в неделю).
Возрастная группа: учащиеся 10-х классов (профильные классы)
Наполняемость группы: 20-25 человек.
Методы:
информирование
диагностика
ролевое проигрывание
беседа
психотехнические приемы
дискуссии
анализ ситуаций.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
правила эффективного общения;
проблемы межличностного взаимодействия;
коммуникативные барьеры.
уметь:
рефлексировать свое поведение;
самовыражаться;
анализировать ситуации общения.
Тематический план элективного курса.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
содержания
Дата
1.
Введение. Общее представление о психологии. Понятие общения в психологии.
1
Изучение нового материала
Психология и психическая жизнь человека. Общение как деятельность человека.
Раздел 1. Общение как коммуникация (9 часов).
1.
Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении.
1
Изучение нового материала
Вербальная и невербальная коммуникация. Язык тела.
2.
Понятие "метаязык" или язык разговора.
2
Изучение нового материала
Понятие "метаязык", примеры его применения в жизни, его основные задачи. Популярный, деловой и политический метаязык.
3.
Язык телодвижений.
2
Изучение нового материала
Язык телодвижений. Восприимчивость, интуиция, предчувствие. Основные коммуникационные жесты. Как научиться говорить на языке жестов.
4.
Практикум. Умение распознать язык разговора и язык телодвижений.
1
Закрепление знаний
Хорошо знакомые учащимся игры "Мафия" и "Крокодил", новый взгляд на них.
5.
Коммуникативные барьеры.
1
Изучение нового материала
Понятие коммуникативных барьеров, их классификация.
6.
Практикум. Тренинг с включением упражнений группы "Психогимнастика".
1
Закрепление знаний
Тренировка приёмов и способов общения, элементов поведения.
7.
Практикум. Выступление со стихотворением (прозой).
1
Оценка знаний
Передача всех эмоций стихотворения при помощи языка тела и языка разговора.
Раздел 2. Общение в контексте взаимодействия людей (10 часов).
1.
Виды взаимодействия людей.
1
Изучение нового материала
Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.
2.
Трансактный анализ Э. Бёрна.
1
Изучение нового материала
Общение как воздействие на партнёра. Состояние Я и трансакции.
3.
Практикум. Тест "Трансактный анализ общения"
1
Закрепление знаний
Исследование соотношения состояний "Родитель", "Взрослый" и "Ребёнок" в поведении учащихся.
4.
Синтоническая модель общения и НЛП.
1
Изучение нового материала
Нейролингвистическое программирование. Синтоническая модель общения. Репрезентативная система.
5.
Практикум. Тест "Ведущая репрезентативная система"
1
Закрепление знаний
Определение ведущей репрезентативной системы, с помощью которой учащиеся получают наибольшее количество информации.
6.
Конфликт и способы его разрешения.
2
Изучение нового материала
Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Выход из конфликте.
7.
11 табу в конфликтной ситуации.
1
Изучение нового материала
Табу в ситуациях конфликта. Ошибки конфликтующего. Кодекс поведения в конфликте.
8.
Практикум. Тест "Стратегии поведения в конфликте" (К. Томас).
1
Закрепление знаний
Диагностика предрасположенности учащихся к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта.
9.
Практикум. Тренинг умений.
1
Закрепление знаний
Обучение адаптивным способам поведения, отработка навыков уверенного поведения и коммуникативных навыков.
Раздел 3. Межличностное познание в общении (8 часов).
1.
Общение как восприятие людьми друг друга.
1
Изучение нового материала
Процесс восприятия людьми друг друга. Эффекты межличностного восприятия.
2.
Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, рефлексия, идентификация.
1
Изучение нового материала
Раскрытие понятий эмпатия, рефлексия, идентификация, атрибуция.
3.
Умение слушать – путь к популярности и успеху.
1
Изучение нового материала
Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушания.
4.
Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?»
1
Закрепление знаний
Оценка умения слушать собеседника у учащихся. Анализ.
5.
Умение поддержать разговор.
1
Изучение нового материала
Техники поддержания разговора: микротехника, "мостики", техника кивка.
6.
Самораскрытие. Особенности и ошибки.
1
Изучение нового материала
Процесс самораскрытия. Основные проблемы самораскрытия: формирование искажённого образа, недоверие, отстранённость.
7.
Зависимость стиля общения человека от его характера и типа темперамента.
1
Изучение нового материала
Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Характер и его акцентуации.
8.
Практикум. Опросник Айзенка по определению темперамента.
1
Закрепление знаний
Определение типа темперамента учащихся.
Раздел 4. Основы делового общения (6 часов).
1.
Деловая беседа.
1
Изучение нового материала
Понятие и структура деловой беседы. Рекомендации по ведению беседы. Деловой метаязык.
2.
Правила убеждения собеседника.
1
Изучение нового материала
Раскрытие основных правил убеждения собеседника.
3.
Практикум. Выступление с убедительной речью.
1
Оценка знаний
Составление учащимися убедительной речи по интересующей их теме. Выступление с подготовленной речью.
4.
Этика делового общения.
1
Изучение нового материала
Раскрытие понятий "этика", "этика делового общения". Общение между коллегами.
5.
Практикум. Тест "Ваш стиль делового общения"
1
Закрепление знаний
Оценка стиля делового общения учащихся. Анализ.
6.
Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия.
1
Обобщение и систематизация знаний
Рефлексия учащихся, их ощущения и переживания по ходу прохождения курса.
загрузка...