загрузка...
I. Введение
Туризм (франц. tourisme; от tour - прогулка, поездка) путешествие в свободное время; вид активного отдыха; средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят.
В гимназии традиционно проводятся туристические слеты , где ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. На туристических слетах вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Контакты, которые устанавливаются на слетах , способствуют пониманию и установлению сотрудничества между учащимися. На туристических слетах принимают участие администрация гимназии, кураторы, родители, они не только являются помощниками, но и участниками в прохождении полосы препятствия.
II . Условия и проведение туристического слета гимназии.
Данные условия разработаны и апробированы на туристических слётах гимназии «Лаборатории Салахова», ежегодно вносятся изменения и дополнения, шлифуются с учётом недоработок и замечаний со стороны оргкомитета, преподавателей, учащихся и родителей.
Ежегодно вводятся дополнительные новые этапы, усложняется дистанция, облегчается работа судей и оргкомитета. В качестве судей выступают преподаватели и учащиеся 9-10 классов, прослушавшие семинар судейской подготовки. Учащиеся во время подготовки дистанции и судейства сдают зачёт по итогам судейской подготовки. Судейская бригада заезжает к месту проведения соревнований, как минимум, за сутки. Каждый судья знакомится со своим этапом, готовит его к соревнованиям, сдаёт после соревнований протоколы и снаряжение, задействованное на его этапе.
1. Сценарий открытия туристического слёта .
Открытие слёта даёт активный заряд всему мероприятию, поэтому организаторы должны уделять этому вопросу большое внимание, необходимо разработать специальный сценарий .
Поляна для построения должна быть украшена различной атрибутикой, флагами, плакатами. Необходимо разметить места построения команд. Помимо традиционного построения команд, сопровождаемого спортивным маршем, рапорта коменданта главному судье о готовности участников, подъёма флага соревнований. Также на построении неплохо отметить отличившиеся в туристической работе команды или отдельных участников. Чтобы информация дошла до каждого участника, необходимо наличие мощного усилителя или мегафона. Право на поднятие флага предоставляется капитанам, занявшим первые места в предыдущем слёте . Либо право поднятия флага предоставляется самому опытному туристу Команды желательно разместить так, чтобы была возможность работы фото-видео корреспондентов.
Открытие слёта должно быть не очень продолжительным, но насыщенным, интересным и весёлым.
2. Полоса препятствий.
Короткая дистанция 400-600 м для 1-4 классов.
"Детские туристические забавы".
Для учащихся начальных классов сложно определить количественный состав команды. Все как один хотят бежать, а если кого-то отстранить, это значит нанести удар по детской психике, поэтому в условиях не оговаривается численный состав команды, и лишь судьи фиксируют результат по определённому количеству участников. (Обычно по количеству участников самого маленького класса). На дистанции туристических забав могут быть включены следующие этапы:
1. Обручи.
Команда проходит через коридор повешенных на разной высоте 10-15 обручей.
2. Маятник (тарзанка). Перепрыгнуть 1,5-2 метра при помощи подвешенной верёвки.
3. Полуобручи. В виде барьеров бег с препятствием.
4. Болото.
Прыжки с кочки на кочку в виде фанерок, хаотично разложенных на сухой ровной поверхности.
5. Мышеловка.
На высоте 50-80 см над землёй натягивается футбольная сетка, под которой необходимо пролезть.
6. Переправа по бревну.
Над не большим овражком кладётся бревно, по которому они проходят, держась за судейскую страховку (верёвку)
7. Транспортировка пострадавшего.
В заранее подготовленные носилки кладут условного больного, несут к финишу.
8. Финиш: по последнему участнику, необходимо всей команде залезть в палатку. Судья отключает секундомер по определённому количеству участников.
Конечно же, на этих соревнованиях не даются никакие штрафы, но дети работают с удовольствием, с восторгом выкладываясь полностью, т.к. у многих из них это первые соревнования в жизни. Награждение проходит по каждой параллели классов.
Средняя дистанция.
5-7 классы 1000-2000 метров. Дистанция первого класса сложности, количество этапов 6-8. Результаты определяются по наименьшему времени прохождения дистанции и количеству штрафных баллов, заработанных на этапах. Штрафные баллы отрабатываются штрафными секундами, за каждый балл назначается 30 секунд. Перед стартом команда получает маршрутный лист, на котором фиксируются штрафы судьями на этапах. Команда, потерявшая маршрутный лист, снимается с дистанции.
Длинная дистанция.
8-11 классы 2000-3000 метров Дистанция второго класса сложности, количество этапов 8-10. Команда состоит из 10 человек. Количество девочек не оговаривается. Если классы смешаны, то лучше конкретно определиться, сколько мальчиков и девочек должно быть в команде.
В полосу препятствий могут быть включены следующие этапы:
1. Установка палатки.
Устанавливается судейская палатка "Памирка", стойки и колышки судейские. Палатка должна стоять без перекосов и провисаний, растянутая при помощи всех растяжек. После сигнала судьи, команда сматывает палатку и укладывает её в чехол. Две стойки и 14 колышков сдаются судье. При потере колышка, команда получает штраф б баллов за каждый колышек. Перед стартом команда имеет право пересчитать колышки.
2. Разжигание костра.
Этап выполняется совместно с этапом "Установка палатки". Команды сами решают, как разделить участников на эти этапы. На этапе "Разжигание костра" находятся топор, двуручная пила и сухое бревно. Команде разрешается использовать свой складной нож или любой другой, но обязательно в чехле. Растопка и спички- командные, количество растопки ограниченно.
Запрещается:
Зажигать одновременно более одной спички, а также использовать для разжигания пластмассу, бумагу, бензин и другие легковоспламеняемые материалы. Команда отпиливает от бревна чурбак, рубит его на поленья и разжигает костёр. Костёр считается разожжённым, когда перегорает нитка, натянутая над костром на высоте 40 см. На высоте 30 см натянута проволока, ограничивающая высоту дров.
Штрафы на этапе:
1. Использование для разжигания более 1 спички 1 балл;
2. Использование запрещённых материалов 3 балла;
3. Обрыв нитки над костром 6 баллов;
4. Костёр не разожжён 10 баллов.
3. Горизонтальные перила.
Команда по одному человеку переходит на противоположный берег по натянутой верёвке, держась за другую верёвку, натянутую сверху. Контрольное время прохождения этапов 12 минут. Начало и конец этапов обозначены красной лентой.
Штрафы на этапе:
1. Заступ за контрольную линию 3 балла;
2. Работа без рукавиц 3 балла;
3. Участники не уложились в контрольное время (за каждого) 3 балла;
4. Нахождение на верёвке более 1-го человека (за каждого) 6 баллов;
5. Срыв с восстановлением движения б баллов;
6. Срыв без продолжения движения 10 баллов;
4. Маятник.
Команда по одному человеку переправляется на противоположный берег условной реки. Берега обозначены красной лентой.
Штрафы на этапе:
1. Заступ за контрольную линию 3 балла;
2. Работа без рукавиц 3 балла;
3. Касание земли в пределах условной реки 1 балл;
4. Срыв 6 баллов.
5. Переправа по бревну.
Команда по одному человеку переходит по бревну на противоположный берег реки или оврага. Допускается перильная командная страховка, если ( команда несёт с собой верёвку.
Штрафы на этапе:
1. Заступ за контрольную линию 3 балла;
2. Двое на бревне 6 баллов;
3. Срыв 6 баллов.
6.Поляна знаний
На этом этапе участники выполняют следующие задания:
1. Вязка узлов.
Команда допускается на этап только при наличии всех участников. Условием прохождения этапа является правильная вязка узлов. Участники выбирают у судьи карточки с обозначением категории узла и вяжут его по ситуации. Участник имеет право завязать любой узел, подходящий под заданную категорию. Разрешается двум участникам команды, вытащившим карточки с одинаковыми категориями узлов, вязать один и тот же узел. Узел принимается судьей и участник должен исправить все замечания выявленные после осмотра. Уход команды с этапа произвольный.
Штрафы на этапе:
-отсутствие контрольного узла 1 балл ;
-не правильно завязанный узел 2 балла.
2. Определение видов растений.
Участники получают карточки с видами растений и должны правильно назвать название этим видам.
Штрафы на этапе:
- не правильно назвали вид растений. 2 балла.
3. Определение азимута.
Команда допускается на этап только при наличии всех участников. Условием прохождения этапа является правильное взятие азимута по судейской карточке выбранной командой. Команда сама определяет участника работающего с компасом. Определение азимута производиться судейским компасом. Уход команды с этапа произвольный.
Штрафы на этапе:
-учитывается возможная погрешность компаса 5 градусов при ориентировании , ошибка за каждые 5 градусов сверх первых (1 балл). Максимальное количество штрафа 6 баллов.
4. Первая медицинская помощь.
Участники проходят тестирования по вопросам первой медицинской помощи. И транспортируют пострадавшего до места финиша.
Штрафы на этапе:
- За каждый не правильный ответ. 2 балла.
7. Транспортировка пострадавшего.
Команда укладывает пострадавшего на носилки и транспортирует до финиша Носилки и остальное снаряжение – судейское.
Штрафы на этапе:
1. Положение пострадавшего на носилках не соответствует
травме. 3 балла;
2. Неправильное положение пострадавшего на носилках 3 балла;
3. Падение пострадавшего с носилок или вместе
с носилками . 10 баллов
3. Конкурсная программа.
Проведение интересных и разнообразных конкурсов создаёт на слётах праздничную обстановку, дисциплинирует участников, позволяет содержательно провести свободное время, поделиться опытом, рассказать о своей команде, организации. Подведение итогов по конкурсной программе может быть отдельно от спортивных видов, а также может быть включено в комплексный зачёт туристического слёта . Коэффициент значимости конкурсной программы определяется от 0,1 до 1 балла.
Программа слета включает в себя конкурсы:
на лучший бивак;
название команды, девиза, эмблемы;
1. Конкурс «Лучший бивак» проводится в течение всего слета .
Оценивается:
экология и бережное отношение к природе;
оригинальность и красота оформления бивака;
порядок в биваке: правильность расположения палатки, костровищ, мусорных ям и т.д.;
обед;
туристические песни, сценки и развлечения.
2. Конкурс «Представление команд и эмблем»
Оценивается:
наличие эмблемы у всех членов команды (оригинальность исполнения эмблемы). Одна эмблема сдается секретарю для оценки.
название команды, девиз.
4. Сценарий закрытия туристического слёта .
Заключительным аккордом каждого слёта является процедура награждения победителей. Чаще всего она проводится на торжественном закрытии слёта . Необходимо добиться того, чтобы на закрытии присутствовали все команды, а не только победители. Следует подготовить сценарий награждения, в котором определить порядок вручения призов и наград, а также указать лиц, вручающих эти награды.
В списки вручающих должны входить члены оргкомитета и главной судейской коллегии, а также почётные гости. Очень важно, чтобы место для проведения этой процедуры было подготовлено заранее, стояли столы, на которых можно было бы разложить награды, грамоты, дипломы, медали, работал микрофон, исполнялся туш после каждого зачитывания награждения. В том случае, когда вручаются награды за личные результаты, надо предусмотреть пьедесталы, которые можно сделать из пней или чурбаков различной высоты в соответствии с занятым местом.
Определение победителей
Победители на полосе препятствий определяются по минимальному времени прохождения полосы препятствий с учетом отсечек и штрафов; команды, не прошедшие один или несколько этапов, не снимается с дистанции, а делят последние места в зависимости от количества и сложности не пройденных этапов, в соответствии с правилами проведения соревнований.
Команды, занявшие призовые места на полосе препятствий и в конкурсной программе награждаются грамотами.
загрузка...