загрузка...
Предметные недели в начальной школе как одна из составляющих внеклассной работы по предмету. В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к познавательной деятельности. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Формы внеклассной работы по предмету в начальных классах так же многообразны, как и на других ступенях обучения. Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. В последние годы традиционной частью внеучебной деятельности нашего МО стали предметные недели. На заседании МО определили общие положения, задачи и конечную цель проведения предметных недель.
Общие положения
Предметные недели вводятся в учебно – воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.
Мероприятия должны соответствовать тематике и целям.
При составлении плана проведения предметных недель учитываются:
занятость всех учителей;
разнообразные формы проведения мероприятий;
оформление стендов и кабинетов;
четкое расписание с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
Задачи предметной недели:
Привлечь всех учащихся к организации и проведению недели.
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
Способствовать повышению образовательного уровня.
Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.
Конечная цель: создание условий для творческого, познавательно – развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное, интеллектуальное, эмоциональное оздоровление детей.
В системе социального становления личности все больше места мы отводим активным приемам и средствам воспитания, таким как игры, соревнования, праздники, конкурсы, поэтому недели разнообразны по темам и формам проведения.
Начинали мы с таких предметных недель, как Неделя русского языка, Неделя математики. Все проводимые олимпиады, уроки и мероприятия были подчинены одному выбранному предмету. Но изучение опыта работы других школ показало, что возможны и другие варианты проведения предметных недель в начальной школе, например, первый день – день русского языка, второй – день книги, третий – день математики и т.д.
Мы тоже решили сочетать предметы разного цикла, что и делали в 2005, 2006, 2007 годах. Потом решили, что целесообразнее проведение тематических недель.
В начальных классах есть предмет, который раньше называли "Природоведение". Теперь он в каждом классе называется по-разному, но обязательным программным требованием является раздел "Краеведение". Поэтому в год 450-летия города Астрахани мы провели предметную тематическую наделю "Город славный, город древний, с белокаменной стеной", представленную различными по форме мероприятиями: конкурсы рисунков и чтецов; уроки, например, "Путешествие в храм природы Астраханской области"; беседа "Астраханский кремль"; экскурсии, например, в краеведческий музей, картинную галерею, по Ленинской площади; литературная композиция "Край мой – гордость моя"; заочные путешествия "В дельту Волги", "Золотые купола"; праздники дружбы и улиц города; игра "Профессии нашего края", КВН "Знай и люби свой край". Завершилась Неделя коллективным творческим делом – презентацией г.Астрахани "Столица Нижнего Поволжья, Святыня нежная моя".
Эта тематическая неделя имела большое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы личности учащихся, вовлеченных в подготовку одного большого общего дела, расширила их знания о своем крае, помогла раскрыться многим детям, преодолеть застенчивость и страх перед большим количеством зрителей.
Следующий учебный год мы начали с Познавательной недели, которая открылась общешкольной линейкой начальных классов. Неделя сочетала в себе олимпиады по русскому языку и математике (по итогам повторения во вторых, третьих, четвертых классах) и разнообразие форм проведения классных часов: это беседа «символы России», читательская конференция «Будь человеком», игровые программы "В гостях у Мойдодыра", "Советы доктора Воды", конкурс рисунков между первыми классами и другие мероприятия различной направленности:
экологической ("В листопаде октября");
нравственной ("Письма доброго сказочника");
этической ("Школьный этикет");
эстетической ("Осень в поэзии");
интеллектуальной ("В гостях у сказки").
Такой разброс был продиктован необходимостью акцентировать внимание членов МО на теме "Классный час как средство воспитательного воздействия на учащихся", потому что Недели не только для самореализации учащихся, но и повышения уровня методической подготовки учителей.
В заключение было проведено КТД 1 "Б", 2 "Б", 3 "Б","Г", 4 "А" классов "Праздник знаний", на котором подведены итоги недели и показан фрагмент спектакля учащимися 4 "А" класса.
Интересно прошла предметная неделя, посвященная чтению, приуроченная к Неделе книги, потому что основная цель – воспитание интереса к чтению и любви к книге. В различных параллелях проводились сочинения "Моя любимая книга", конкурс иллюстраций к любимым произведениям. Были предложены интегрированные (или, как их теперь называют, бинарные) уроки и мероприятия совместно с преподавателями изо, музыки, физкультуры, работающими в начальной школе. Завершилась Неделя коллективным творческим делом. КТД дает возможность организовать занятие, в подготовке и проведении которого принимает участие весь классный коллектив во главе с учителем.
Примеров разнообразия организационных форм проведения предметных недель, в том числе завершающихся защитой проектов, можно привести много.
Важно то, что они содействуют повышению методического мастерства педагогов и в то же время расширяют кругозор учащихся, развивают их психо- эмоциональную сферу. Они учат радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекают поиском материала для общего дела – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках. Через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций развивается личность каждого ребенка.
загрузка...