загрузка...
Цели:
Продолжать знакомить учащихся с творчеством В. Осеевой; обобщать, расширять, углублять представление учащихся о доброте, честности как человеческих ценностях.
Развивать наблюдательность, красивую выразительную речь; способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, откликаться на прочитанное, раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.
Воспитывать нравственные и этические чувства, позитивное отношение к себе, к людям, к окружающему миру.
Ход урока:
Этапы
Действия учителя
Действия учащихся
1. Индукция
Вывешивает иллюстрации леса, животных.
Включает аудиозапись «Голоса птиц». На фоне всего ученица читает стихотворение.
Заранее подготовленная ученица читает стихотворение Сапгира «Леса – чудеса»
Леса – чудеса.
В леса – чудеса
Мы поедем с тобой.
Там бродит у озера
Лось голубой.
Там чащу
Хвостом подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса – чудеса.
В леса – чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С умным Медведем,
Заглянем к Сове.
В дупле у Совы
Тепло и светло
Рассядемся –
Я, и ты, и Медведь –
И будем лесные песни петь.
А после
Я приглашу Сову
И все мы отправимся
В гости ко Льву.
И добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычит:
- Здр – р – раст!
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Разрешенья сперва.
А хочешь с Оленем
В пятнашки играй.
Это такой
Удивительный край!
Не обижает никто, никого.
Все любят пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят стихи и загадки!
Туда мы отправимся –
Ты да я, только с собой
Не захватим ружья
И дома оставим
Твой старый пугач.
Там первый закон:
Никого не пугать!
Висит объявленье
У самой опушки:
Вам револьверы,
Рогатки и пушки,
Вход в эту сказку
Закрыт навсегда.
Скорей собирайся!
Поедем туда.
2. Самоконструкция
1. Проводит беседу:
- Каков мир природы?
- Какие чувства он вызывает?
- А каков мир наш, мир людей?
- Каких людей вы встречаете чаще – хороших или плохих?
- Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека от плохого?
2. – Запишите на листочках бумаги качества людей, которые вам нравятся.
1. Высказывают свою точку зрения. (Мир природы прекрасен, восхитителен, полон чудес и доброты).
(Чувства радости, восхищения, удивления. Мир природы вызывает только положительные чувства, добрые).
( Мир людей разный, неодинаковый, неповторимый).
(Люди бывают разные. Люди совершают разные поступки. Но хороших людей гораздо больше, чем плохих).
(Хорошие люди вежливые. Добрые люди не совершают плохих поступков. Они оказывают помощь другим людям, не оставляют в беде).
2. Записывают 4 – 8 слов. (Честность, доброта, искренность, трудолюбие, вежливость, отзывчивость).
3. Социоконструкция
1. – Обсудите ряд записанных слов в парах.
2. – Вспомните с произведениями какого автора мы знакомились?
3. – Подчеркните слова, которые обозначают качества характера, присущие героям произведений В. А. Осеевой. Назовите их и запишем на доске.
1. Обсуждают записанные слова в парах.
2. Вспоминают прочитанные произведения. (На прошлом уроке мы знакомились с произведениями В. А. Осеевой).
3. Подчеркивают слова, которые считают нужными, называют.
4. Социализация
В группах выполните задание: викторина по отрывкам из рассказов В. Осеевой. ( Учитель включает аудиозапись с отрывками из произведений В. Осеевой "Синие листья", "Сыновья', "Три товарища" и др. Чтение отрывков учителем (аудиозапись).
- Дополните ряд записанных слов и подтвердите их чтением отрывков из прочитанных произведений. Определите, в какие цвета можно было бы раскрасить эти человеческие качества.
В группах выполняют задание, готовят отвечающего от группы.
5. Афиширование
Обобщает и конкретизирует ответы детей.
- Произведения В. Осеевой помогают нам стать добрыми, проявлять искренность, отзывчивость, любовь, воспитывать в себе честность, дорожить дружбой, то есть стать настоящими людьми).
Представители от группы называют качества, подтверждают их чтением отрывков из произведений. Называют цвета, объясняют, почему выбрали именно их. (В теплые тона: красные, желтые, оранжевые).
6. Разрыв
1. – А теперь послушайте ещё одно произведение В. А. Осеевой "Волшебное слово". Чтение учителем произведения (аудиозапись).
2. Проводит беседу:
- Какие чувства вы испытывали при чтении произведения?
- Почему автор назвал свое произведение именно так?
3. – Прочтите рассказ еще раз (жужжащее чтение), и выполните задание по группам:
1 группа- охарактеризовать старика, 2 группа – охарактеризовать Павлика, 3 группа- охарактеризовать сестру, брата, бабушку, 4 группа – определить главную мысль произведения.
Докажите отрывками из текста.
Физкультминутка.
4. Просит ответить на вопросы: трудно ли быть всегда хорошим? Почему?
5. Обобщает ответы детей.
- Всю жизнь человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Но всегда в мире добро противостоит злу, и между ними всегда идет постоянная борьба.
6. Работа по сказкам.
- Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок. Вспомните сказки, где добро побеждает зло.
7.Работа с пословицами.
Кроме того, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках.
8. Подводит детей к выводу.
- Как выдумаете, от чего зависит сила волшебных слов? Обобщает ответы детей.
1. Слушают аудиозапись произведения.
2. Высказывают свое отношение, обсуждают название. (Я испытал огорчение за такое поведение Павлика. За его грубость по отношению к своим близким и старику).
(Автор назвал свое произведение так, потому что незнание таких вежливых слов ставит людей в такое положение в каком находился Павлик. Вежливое слово творит чудеса, так как на вежливые слова всегда отзываются люди. Волшебные слова «пожалуйста», «извините», «благодарю», «спасибо», «здравствуйте» всегда помогают людям).
3. Повторно читают рассказ.
Работают по группам, доказывают отрывками из произведений. (1. Старик мудрый, внимательный, наблюдательный, искренний. 2. Павлик обидчивый, замкнутый, грубый, не уважительный. 3. Близкие люди Павлика добрые, ласковые, любящие, умеют прощать. 4. Вызвать желание у читателей всегда говорить вежливые слова, быть внимательнее друг другу, понимать окружающих людей).
4. Предлагают свои варианты ответов. (Да, трудно. Нужно порою пересиливать свои желания, ставить себя на место другого).
6. Вспоминают сказки. («Морозко», «Заинькина избушка», «Гуси – лебеди» и др.)
7. Вспоминают пословицы, объясняют их смысл. (Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. С людьми браниться – никуда не годится. О себе заботься, а товарища не забывай).
8. Высказывают свое мнение. (От того как его произносят, каким тоном, искренне или нет. Нужно произносить их тихо, глядя в глаза человеку).
7. Рефлексия
- Нарисуйте ветку с листочками, запишите на них те качества, которые вы считаете самыми важными в человеке. Раскрасьте их в те цвета, которые вам больше всего нравятся. (Работа выполняется под музыку П. И. Чайковского "Времена года")
Учитель вывешивает на доске работы.
Подводит учащихся к выводу по уроку:
- Мы начали урок с мира природы, с описания его красоты, доброты, нашей любви к нему. И сказали, что в мире людей не все так красиво. Что же необходимо сделать нам, людям, чтобы наш мир был также красив, как мир природы, от которого зависим мы, и который так зависит от нас?
Звучит аудиозапись песни "Если добрый ты".
Ученики работают в группах, обсуждают работы.
Делают общий вывод.
(Чтобы мир людей был также красив как мир природы, необходимо чтобы у нас в душе было также красиво, чтобы на лице была всегда улыбка, а слова и поступки были добрые).
загрузка...