загрузка...
Цель: развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации ребят.
Задачи:
- расширение знаний о космосе;
- активизация познавательных интересов;
- развитие воображения, фантазии, творческой активности;
- развитие начальных навыков работы с учебной литературой;
- формирование коммуникативных навыков через работу в группах;
- расширение словарного запаса по теме «Космос».
Занятие I
Перед занятием учитель раздает звездочки, вырезанные из листов бумаги так, чтобы ребята могли сделать на них короткую запись.
1. Беседа
Учитель. Кто из вас мечтает попасть в космос? Как вы думаете, что такое космос?
Ученики пытаются ответить на вопросы.
Учитель. Как видите, у всех представление о космосе разное. Сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие. Прослушав небольшие сообщения учителей о Вселенной, звездах, планетах и космических кораблях, вы можете на своей звездочке написать название темы, которая вас больше всего заинтересовала, и ответить на вопрос: «Что я хотел (а) бы еще узнать о космосе?»
2. Театрализованные выступления учителей:
Тема: «Вселенная. Галактика»
Появляется учитель в костюме Галактики, на нем черный плащ с серебряными звездами разной величины.
Учитель. Человек всегда стремится постичь мир, в котором он живет, ответить на вопросы: «Что такое Вселенная? Из чего состоит космос?»
Громадная масса звезд называется Галактикой. Вселенная состоит из разных Галактик. Глазами мы можем увидеть скопление звезд в виде шлейфа - это Млечный путь. Но далеко не все мы можем увидеть глазами.
Учитель. Что люди используют, чтобы лучше видеть звезды и больше знать о них?
Ученики. Запускают космические корабли, орбитальные станции; используют телескопы; летают в космос (примерные ответы).
Учитель. Что же увидел человек - космонавт, который первым вышел в открытый космос, во Вселенную?
Рассказывает.
Тема: «Звезды»
Появляется учитель в костюме звездочета, на голове у него остроконечный колпак со звездами.
Учитель. Ребята, у меня очень древняя и интересная программа по научной астрономии. Я изучаю звезды.
Звезды находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими. Звезд на небе очень много, и чтобы разобраться в них, люди объединили звезды в группы - созвездия. Самым ярким созвездиям дали имена.
Какие из них вы знаете?
Ученики. Рак, Водолей, Телец, Большая и Малая Медведицы и т.д.
Учитель. Я расскажу вам легенду о Большой и Малой Медведицах.
Рассказывает легенду.
Учитель продолжает рассказ.
Звезды находятся так далеко, что их лучи доходят до Земли почти через 4,5 года после излучения. Если погаснут самые дальние от Земли звезды, то земляне узнают об этом лишь через 500 лет.
Учитель рассказывает о звездном атласе (компасе).
Если вы заблудились, то звезды помогут вам найти Север, Юг, Запад, Восток. Хотите научиться определять стороны горизонта? Для этого надо узнать все названия созвездий и место, в котором они находятся на ночном небе. Звезд на небе около 6 тысяч. Вы можете вместе со мной научиться находить неизвестные созвездия. Как вы думаете, каким образом астрономы в древности открыли знаки зодиака? Это только один из множества интересных вопросов, на которые дает ответ астрономия.
Например, от какого созвездия Солнце начинает путешествие по зодиакальному кругу? Откуда на небе Близнецы? В кого целится звездный Стрелец? Куда скачет Козерог или куда льет воду Водолей? Таких вопросов может быть множество.
Мы с вами могли бы:
• изучить звезды, созвездия их (названия и историю);
• сделать звездный атлас;
• написать небольшие рефераты по астрономии;
• составить математический задачник по звездам.
Тема: «Солнце»
Учитель выходит в костюме Бога Солнца - в желтом или оранжевом плаще.
Учитель. Солнце - это одна из бесчисленных звезд Вселенной. Солнце - источник жизни на Земле. Это хорошо понимали и древние люди. Наши предки славяне поклонялись Богу Солнца - Яриле, египтяне - Ра, греки - Гелиосу. У Солнца есть свои планеты. Есть ли у других звезд планеты? К сожалению, даже у самых близких к нам звезд Центавра и Альфа Центавра пока не удается увидеть планеты, потому что наши современные телескопы, даже самые мощные пока еще не могут обнаружить другие планетные системы.
Итак, во Вселенной наша солнечная система (Солнце и вращающиеся вокруг него планеты) является нашим «космическим домом».
А знаете ли вы:
- Как устроен наш «космический дом»?
- Сколько планет вращаются вокруг Солнца? Как они называются?
- Далеко ли до Солнца?
- Из чего состоит Солнце и другие планеты солнечной системы?
- Почему Земля не падает на Солнце?
- Чем отличаются планеты от звезд?
- Как происходит движение планет?
Если вас заинтересовала наша солнечная система и какой-то вопрос по этой теме, то выбирайте экипаж «Наш космический дом».
Тема: «Освоение космоса»
Учитель приносит альбом о космосе с фотографиями.
Учитель. С давних времен загадочный космический мир притягивал к себе внимание людей. Почему люди интересовались космосом? (Задает вопрос учащимся.)
Ученики (примерные ответы). Нужны знания об окружающем мире; интересно.
Учитель. Как добраться до космоса?
Начинает рассказ.
4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был запущен первый космический аппарат - ИСЗ. Он облетел Землю и собрал первую информацию о различных слоях атмосферы. Вслед за ним были запущены второй ИСЗ с собакой Лайкой и третий с прибором для изучения атмосферы Земли. 12 апреля 1961 г. с космодрома «Байконур» поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю в иллюминатор. За 108 минут он облетел земной шар и совершил посадку в заданном районе. 18 марта 1965 г. А.А. Леонов первым вышел в открытый космос. 21 июля 1969 г. Нейл Амстронг и Эдвин Олдрин впервые в истории ступили на поверхность Луны. Они вышли на поверхность Луны, собрали образцы лунных пород, установили научные приборы.
Как вы думаете, почему нельзя летать в разные города на ракете? Почему это можно делать только на самолетах? Самолету нужен воздух для опоры, иначе он не полетит. Ракете воздух не нужен, она отталкивается от своего топлива, газов и вылетает в воздушное пространство, постоянно отбрасывая продукты сгорания.
С.П. Королев - генеральный конструктор космических кораблей. Сейчас уже построены новые космические станции, луноходы, космические аппараты. Они рассказывают много интересного о Земле, Луне, планетах, звездах. Наш экипаж может узнать:
• как устроена ракета;
• как она летает;
• из чего состоит скафандр;
• как готовят космонавтов к полету и многое другое.
Если у вас возникли вопросы, запишите их на своих звездочках.
3. Формирование экипажей
Учитель. Вы уже знаете про звездную дорогу, которая называется Млечный путь. Давайте составим из ваших вопросов - звездочек наш «Млечный путь».
Из звездочек формируются «тематические» звездные экипажи.
Занятие II
1. Дети придумывают названия своим экипажам.
Учитель. Итак, экипажи готовы. Давайте проверим готовность вашего космического корабля - ракеты.
Каждому экипажу раздается кроссворд на листах в форме ракеты. Для этого нужно ответить на вопросы кроссворда, из которого состоит ракета. Какой экипаж первым сообщит о готовности ракеты?
Учитель. Внимательно слушайте вопросы:
- Кто первым побывал в космосе? (Гагарин).
- Как назывался его корабль? («Восток»).
- Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов).
Далее дети заполняют кроссворд по стихотворению:
Много раз ты слышал это: Все слова тебе знакомы:
Космонавт, скафандр, ракета. Спутник, двигатель, орбита…
Знаешь эти имена: Двадцать слов в кроссворде скрыты!
Марс, Венера и Луна. Ты подумаешь и сам
Наблюдаешь по порядку. Их расставишь по местам.
Старт, стыковку и посадку.
Вот «Восход», «Союз», «Восток» -
За витком еще виток
Совершают корабли,
Стартовавшие с Земли,
С места старта - с космодрома…
2. Запуск ракет.
Учитель. Все готово к полету. Осталось запустить наши ракеты. Экипажи, возьмитесь за руки, закройте глаза. 5, 4, 3, 2, 1 - пуск! (звучит мелодия группы «Space»).
Представьте, что вы летите. Вокруг невесомость, кругом видите сияние звезд. Ваш корабль выходит на орбиту.
3. Обсуждение хода дальнейшей работы.
Учитель. Ребята, когда вы будете искать ответы на волнующие вас вопросы, вы можете пользоваться литературой, которую мы вам подобрали. Но может так случиться, что этой литературы окажется недос-таточно. Поэтому - домашнее задание: принести книги о космосе, заранее поискать в них ответы на наши вопросы, расспросить родителей, друзей, знакомых. Свои работы вы можете оформить в виде:
- задачника;
- кроссвордов;
- реферата;
- плаката;
- вопросника;
- книжки-малышки;
- стихов - загадок, рисунков;
- моделей и т.д.
Экипажи совещаются, определяются в выборе вида домашнего задания - конечного образовательного продукта.
Занятие III
Оформление учебного кабинета материалами, картинами, рисунками по теме «Космос».
Первый этап - «Реализация»
1. Выбор партнеров внутри группы.
2. Выбор способов и планирование деятельности.
3. Реализация плана работы.
4. Общий анализ выполнения проекта.
Второй этап «Заключительный»
Защита работ и предъявление конечных образовательных продуктов. Защита может вылиться в праздник «День космоса».
Конечными образовательными продуктами явились:
1. Объемная модель Солнечной системы, выполненная на картоне из пластилина с соблюдением пропорций планет.
2. Плакат «Солнце», представляющий строение солнца (в разрезе).
3. Плакат «Строение планеты Земля» (в разрезе).
4. Схемы, наглядно представляющие соотношение массы Земли и Солнца, некоторых планет.
5. Небольшие рефераты ребят, кроссворды по теме «Космос».
6. Задачник.
7. Модель космического корабля (с отделяющимися ступенями).
Проект был организован во внеурочное время. В ходе работы образовались смешанные (и 1 и 2 классы) группы. Проект объединил учителей начальных классов, учителя естествознания, учителя ИЗО и труда, участвовали родители. Старт проекту был дан в феврале, завершился проект праздником в День космонавтики.
загрузка...