загрузка...
С докладом "Перспективы развития столичной системы физического воспитания" выступил директор Центра, заслуженный работник физической культуры РФ Ю.П. Пузырь. Он отметил, что от результативности нашей работы будет зависеть, каким будет население нашей страны в скором будущем, каким будет его здоровье. В основе физического воспитания обучающихся лежит диагностика их физической подготовленности, а также системный подход к организации физической культуры. Важны все звенья системы. А начинать надо с нормативно-правовой базы. В новом законе о развитии образования в Москве предусмотрены обязательные занятия физическими упражнениями в зависимости от степени физического развития. Разработана карта физического состояния учащихся. В ней есть все нужные разделы, 53 позиции. Хорошую рейтинговую систему оценки работы учреждений по физическому воспитанию разработали в Юго-Западном административном округе. Она позволяет оценить эффективность работы каждого учреждения.
Перед началом учебного года очень остро стоят кадровые вопросы. Дефицит специалистов-преподавателей физического воспитания составляет в Северо-Восточном округе 40 человек, в Юго-Западном – 41, в Южном – 55. Мы получили 67 млн. рублей на оснащение спортивных залов и с сентября начинаем эту работу. Подготовлена хорошая методическая литература. Особо хотел бы отметить книгу "О технике безопасности на уроках физического воспитания". В этом году пройдет конкурс "Школьный двор – спортивный двор", и мы надеемся, что он принесет хорошие плоды.
В прошедшем году проведена большая работа по обучению детей плаванию. В результате количество несчастных случаев на воде с детьми уменьшилось в 3–4 раза.
Наши учителя приняли участие в конкурсе "Учитель года", в котором прекрасно выступила преподаватель из Северного округа М.А. Грибачева. С этого учебного года мы возрождаем традицию проведения спартакиад учащихся. Разработана программа патриотического воспитания. Все спортивные мероприятия будут сопровождаться соответствующими церемониалами. Из нерешенных вопросов была отмечена необходимость четко отработать структуру отрасли, уточнить и расширить юридические права детско-юношеских клубов физической подготовки, решать проблемы со спортивными базами, площадями (особенно в Центральном округе), с экипировкой учителей физкультуры. Слишком медленно проходит создание спортивного общества "Юность России" и "Юность Москвы". Мы должны иметь свое спортивное общество и свое знамя, сказал Юрий Павлович.
С интересным докладом "Итоги и перспективы развития столичной системы мониторинга физической подготовленности воспитанников и обучающихся образовательных учреждений" выступил начальник отдела Центра кандидат педагогических наук А.Н. Тяпин. Мониторинг физического состояния детей, приходящих в дошкольные учреждения, в ряде районов России – Смоленске, Владимире, Московской области, Архангельске, Ярославле – показал изменение уровня физического состояния с 45–70% до 58–60% к окончанию детского сада. В Москве этот показатель улучшился с 40 до 70%, а в среднем по России составляет 60%. Каждый третий учащийся сейчас не выполняет соответствующих возрастных нормативов, хотя их нельзя назвать жесткими. Парадоксальная ситуация сложилась в Смоленске. Показатели физического воспитания к окончанию школы у девушек ухудшаются до критической точки, а у юношей почти поднимаются до нормы.
Об основных направлениях модернизации урока физической культуры в соответствии с современными требованиями развития образования выступила начальник учебно-методического отдела Центра кандидат педагогических наук Н.И. Назаркина. Она попыталась ответить на вопрос, чему и как мы учим на уроке сегодня в школе, – нужен урок физической культуры, а не урок физической подготовки. В уроке необходимо объединить образовательный компонент, включающий систему знаний и тренировочный компонент, включающий развитие физических качеств. Цель физической культуры в школе должна определяться конечным результатам – каким должен быть ученик по окончании школы. Необходимо менять характер экзамена по физической культуре – и теоретическую часть и практическую. Не унижать достоинство ученика "неудами", если он не справляется с нормативами, а помочь ему.
В методическом плане мы сильно отстаем от других дисциплин. Лучшие программы сейчас разработаны профессором А.П. Матвеевым, и ими нужно пользоваться. Основным направлением должно быть личностно-ориентированное обучение с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Меняются требования к учителям, и мы предусматриваем систему их переподготовки, о чем более подробно рассказал директор института физической культуры МГПУ профессор В.С. Беляев.
Заведующий лабораторией Института возрастной физиологии РАО доктор педагогических наук профессор А.П. Матвеев посвятил свое выступление комплексному подходу к вопросу о совершенствовании физического воспитания в начальной школе.
Он отметил, что физическая подготовленность детей в России и в Москве низкая. Дети приходят на уроки утомленными. Их физическое состояние составляет 40–45% от нормы. Необходимо обеспечить единство образовательных уроков и дополнительного образования, увеличить двигательную активность детей, усилить спортивную направленность. Хорошо для этого подходит гимнастика или другой подходящий вид спорта. Другие предметы школьной программы носят образовательный характер, а физкультура – оздоровительный. Об этом надо помнить и создавать условия для плодотворных занятий, а не отбивать желание заниматься.
О путях дальнейшей оптимизации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях рассказал доцент кафедры теории и методики гимнастики РГАФК кандидат педагогических наук А.Б. Лагутин. У ребенка должна быть потребность в движении. Многие наши беды начинаются с ограничения движения в детских садах. Старые наши программы были хороши, а нынешние, сводящие физические упражнения для мальчиков к занятиям на тренажерах, а для девочек к ритмике и аэробике, явно ограничивают объем движения. В детских садах нужны и другие занятия – ознакомление с другими видами спорта: баскетболом, легкой атлетикой, гимнастикой. Необходимы спартакиады дошкольников, олимпиады дошкольных общеобразовательных учреждений. Они сразу выявят подготовку детей и уровень работы учреждений. Пусть уже в этом возрасте появятся маленькие звездочки и станут ориентирами для других. Фундаменты здоровья и будущих побед в большом спорте закладываются в детском возрасте. И поэтому лучших специалистов надо направлять в детские сады и начальную школу. Потом будет поздно.
Директор Института физической культуры МГПУ доктор педагогических наук профессор В.С. Беляев рассказал о подготовке кадров учителей физической культуры. В институте имеется платная и бесплатная системы заочного обучения. В этом году организован дополнительный прием студентов. В институте работает факультет повышения квалификации и будет организована группа для преподавателей, не имеющих высшего физкультурного образования. Разработаны и изданы учебные планы и методические пособия. В.С. Беляев заверил, что кадровую проблему в Москве институт решит.
Затем состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие директор детско-юношеского клуба физической подготовки Северо-Западного округа Н.П. Батманов, директор ДЮКФП Юго-Западного округа В.А. Демидов, заведующий отделом детско-юношеского клуба "Юность" Н.Ф. Михалева, главный редактор журнала "Физкультура в школе" А.В. Комаров.
Итоги дискуссии подвел директор Центра Ю.П. Пузырь, призвавший всех участников круглого стола сделать все от них зависящее для укрепления здоровья подрастающего поколения.
загрузка...