загрузка...
До проведения праздника проводится подготовительная работа: экскурсия в лес или парк, конкурс на лучший рисунок о зиме, сочинение на темы «Зима в лесу» или «Зима пришла»; подбор и запись загадок, пословиц о зиме и зимних явлениях; составление альбома «Зима», сбор и наклейка иллюстраций; разучивание стихотворений, сказок о зиме.
В день праздника украшают класс. На стенах вывешивают репродукции картин К. Юона «Русская зима», А. Пластова «Первый снег» и др., а также красиво оформленный плакат «Здравствуй, гостья-зима». На окна класса прикрепляют снежинки, силуэты зверей, сделанные из бумаги. На доске, имитируя зимний лес, приклеивают елочки, вырезанные из зеленой бумаги, на них нити серебристого дождя. По углам комнаты ставятся ветки деревьев, на них цепляется вата (снег), вырезанные из бумаги птицы: сороки, вороны, галки, воробьи, синички, снегири. Под ветками тоже снег из ваты, а по нему птицы «ходят» (силуэты птиц, приклеенных к вате). На стенке против доски — вырезанная из картона кормушка, и на ней тоже прикреплены силуэты птиц.
К празднику разучивается игра «метелица» из книги Е. Благининой «Осень спросим», в которой участвуют ученики с
ветками в руках, изображающие кустики; девочки-снежинки в белых платьях, на голове кокошники из фольги; девочка-метелица в белом длинном" платье; девочка-тучка в синем платье; мальчик-морозец в синем костюме с длинной белой бородой. Разучиваются танцы снежинок, конькобежцев, польки-снегурки, песни «Здравствуй, гостья-зима», «Здравствуй, зимушка-зима», «Снежинки» и др.
Ведущий:
Ребята, вы должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш праздник посвящен русской зиме. (Открывает плакат «Здравствуй, гостья-зима».)
Хор исполняет русскую народную песню в обработке Я. Римского-Корсакова «Здравствуй, гостья-зима!»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь
На морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Ведущий:
Многие писатели и поэты описывают зимнюю природу. Вот, например, как делает это Скребицкий в рассказе «Четыре художника».
Выходит ученица в белой меховой шапочке, в сарафане.
Ученица:
«Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Чудесная получилась картина»
Выходят три ученика.
1-й ученик:
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
2-й ученик:
Звенят сосульки в тишине —
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
3-й ученик:
Рисует по утру мороз
Узоры на окне,
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
1-й ученик:
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая все кругом
Мягким бархатным ковром.
2-й ученик:
Солнце полно светлой ласки,
Все блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным.
3-й ученик:
Зима пришла... За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят,
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
Группа девочек, одетых в белые платья, на головах у них кокошники из фольги, исполняет танец «Снежинки» на мелодию вальса.
4-й ученик:
Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимой.
5-й ученик (выходит и читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою-зимою»):
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой,—
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
6-й ученик:
Все мы рады проказам матушки-зимы. Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, играют в снежки, катятся с горы на санках и на лыжах.
Хор исполняет песню «Снежки», слова Дубровина, музыка Корганова.
Хороши снежинок стаи,
И сугробы высоки.
Мы раздумывать не стали
И скатали вмиг снежки.
Припев:
Бросай быстрей!
Давай правей!
Бери левей! Точней! Смелей!
Вот нагнулся, поскользнулся,
Растянулся я на льду.
Ничего, что промахнулся,—
Я и лежа попаду.
Припев.
Все от снега побелело,
Никого и не узнать.
Видно, небо захотело
Нас снежками закидать.
Припев.
7-й ученик (читает стихотворение Н. Белякова «На санках»):
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках'
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем.
8-й ученик (читает стихотворение В. Донниковой «На катке»):
Блестят коньки,
Блестит каток,
Пушистый снег искрится.
Надень коньки
Свои, дружок,
Попробуй прокатиться.
Пускай тебя
Щипнет мороз —
Смотри — не испугайся,
Пусть заморозит он до слез —
Ему не поддавайся.
Не отступай,
Скользи вперед,—
Лети быстрее птицы!
Мороз сердитый
Отстает
От тех, кто не боится.
Исполняет танец Конькобежцев на мелодию вальса.
Учительница:
Ребята, писатели и поэты много написали рассказов, сказок и стихотворений о зиме. Сейчас послушаем, а какие вы знаете стихотворения о зиме.
Дети читают стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода», А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Вот север, тучи нагоняя...», И. С. Никитина «Встреча зимы», С. А. Есенина «Березка», С. Я. Маршака «Декабрь», «Январь», «Февраль» и др. Девочка рассказывает сказку «В гостях у дедушки Мороза.
Учительница:
А сейчас посмотрите игру «Метелица» и подумайте: зачем нужны кустики на полях? Какое значение в жизни растений имеет снег?
ИЗ КНИГИ Е. БЛАГИНИНОЙ «ОСЕНЬ СПРОСИМ»
Все дети, у кого есть кустики и снежинки, становятся в круг. Входит Метелица, к ней подходит Морозец.
Морозец:
Метелица, красавица,
Ты что не весела?
Метелица:
Погода мне не нравится
Морозна и светла.
Морозец:
А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились —
Им холодно, поди.
Метелица (повеселела):
Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну, топну ножками
С ветрами в пляс пойду.
(В это время из круга выходит Тучка).
А вон и тучка стелется.
Тучка (нежно, как будто издали, говорит):
Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся
Давно на землю броситься,
Попробуй, удержи!
Мне с ними и не справиться,
Метелица, красавица
Возьми их, покружи!
Выбегают снежинки, а кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте. Морозец, Тучка, снежинки берутся за руки и быстро-быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет «Русскую».
Все поют:
Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги, все пути,
Сыплет снегом на озябшие поля.
Согревается колхозная земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши,
Урожаи нынче будут
Хороши! (Повторить 2раза.)
Снежинки растягиваются в цепочку и идут на Кустики.
Снежинки:
Посмотрите, кустики, кустики!
(Кустики пятятся).
В самом деле, кустики, кустики!
(Кустики опять идут вперед).
Тут их раньше не было, не было!
(Кустики пятятся).
Право слово, не было, не было!
Снежинки останавливаются. Теперь на них Кустики точно так же идут, играя.
Кустики:
Мы густые кустики,
Кустики,
Право слово, кустики,
Кустики!
Тут нас раньше не было, не было,
Право слово, не было, не было!
Снова начинают двигаться Снежинки.
Снежинки:
Вы зачем посажены, кустики?
Для чего взлелеяны, милые?
Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок.
Кустики:
Чтоб снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весенних дней лежать!
Учитель:
Так зачем же нужно удерживать снежинки на полях? Как сейчас задерживают снег? Какое значение имеет снег в жизни растений?
Дети отвечают.
Учитель:
Какие загадки о зиме и зимних явлениях вы знаете?
Дети называют загадки:
Скатерть бела, все поле одела.
(Снег)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим.
(Коньки)
Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
(Замерзший ручей)
Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.
(Снежинки)
Учитель:
Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Учащиеся:
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Новый год к весне поворот.
Праздник продолжается. Все встают в круг и исполняют коллективно танец-польку «Снегурка». Выходит группа учеников, в руках у них лыжи, коньки,
хоккейные клюшки.
1-й ученик:
Перечеркнут снег лыжней,
Тонкой и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой!
2-й ученик:
Интересно резать лед
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
3-й ученик:
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
4-й ученик:
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже,
На снегурочек они
В зимний день похожи.
5-й ученик:
И на солнце блещет лед
Весело и строго,
И зовет тебя вперед
Зимняя дорога.
Все вместе учащиеся исполняют песню «Здравствуй, Зимушка-Зима!», слова Г. Ладонщикова, музыка Л. Маковской.
Белым снегом все покрыло:
И деревья, и дома,
Свищет ветер легкокрылый (2раза).
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Вьется снег замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал (2раза).
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Мы для птиц кормушки ставим.
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях (2раза).
Здравствуй, Зимушка-Зима.
загрузка...