Главная » 2012 » Сентябрь » 11 » Сценарий урока Естествознание
16:40
Сценарий урока Естествознание
загрузка...


Многие годы учителя использовали и используют экскурсию и относят эту форму обучения к основной. Однако некоторые учителя по разным причинам вообще отказываются от проведения экскурсий. Если проводят их, то только предусмотренные программой, да и то не все.
В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.

Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
Экскурсии бывают:
• Учебные (програмные).
• Внеучебные (непрограмные).

Каждую экскурсию руководитель заранее тщательно готовит. Успех экскурсии во многом зависит от ее организации.
Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.
Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут.

Перед каждой экскурсией учитель должен провести большую подготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях и животных своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся и т. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во время экскурсий.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют на различных уроках.
Знакомство с природой в начальных классах вызывает у школьников радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств.
Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие - "природа".

1. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников познавательного интереса и умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.
Каждый педагог хорошо знает, что пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, экскурсии, беседы, любого воспитательного мероприятия.
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.
В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - умение наблюдать. Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения.
Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности - экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать.

1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
- Рассмотрите листья этого дерева.
- Какого они цвета?
Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт беседа:
- Что подметил автор в своём отрывке?
- Можно ли это явление увидеть в природе? - Видели ли вы это?
- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему? - С чем сравнивает автор это явление природы?

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы.
Вот примеры таких памяток.
Памятки

Что наблюдать и делать осенью.
Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.
Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.
Окраска листьев. Листопад.
Вечнозелёные растения.
Сельскохозяйственные растения.
Сезонные работы в саду и в огороде.
Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.
Различные способы распространены семян дикорастущих растений.
Сбор лекарственных растений и их заготовка.
Подготовка животных к зиме.
Жизнь в водоёме и др.

Что наблюдать и делать зимой.
Определение средней толщиной снежного покрова.
Значение роста снежного покрова.
Жизнь растений под снегом.
Снегозадержание.
Влияние полезащитных полос для снегозадержания.
Жизнь животных. Чьи следы на снегу?
Организация подкормки птиц.
Проверка пригодности семян к посеву.
Водоёмы зимой и др.

Что наблюдать и делать весной.
Таяние снега.
Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.
Сокодвижение.
Распускание листьев. Начало цветения.
Наблюдение за развитием травянистых растений.
Подготовка почвы к севу.
Посев и посадка полевых и огородных растений.
Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.
Пробуждение жизни в водоёме и др.

Что наблюдать и делать летом.
Летний травяной покров.
Строение цветка.
Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)
Борьба с сорняками.
Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.
Летние работы в огороде, саду, колхозе.
Уход за культурными растениями.
Пропалывание.
Цветение и созревание зерновых культур.
Сенокошение.
Летняя жизнь животных.
Растительность и животный мир водоёмов.

Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения того знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

2. Содержание и структура экскурсии.

Структура экскурсии:
вводная беседа;
коллективное наблюдение;
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
сбор материала;
игры детей с собранным материалом;
заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Подготовка учителя:
Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учитель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка учащихся:

Начинается с сообщения цели экскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Ученики должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Напомнить детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии учителю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:
Лопатки или совочки для выкапывания растений -- 3.
Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника -- 1.
Папки для растений -- 2.
Корзиночки для шишек, листьев -- 2.
Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов -- 2.
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений -- 2--3.

Оборудование для сбора животных:
Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе -- 1--2.
Сачки водяные для вылавливания животных из водоема -- 1--2.
Коробки с отверстиями для переноски животных -- 4--5.
Посуда для переноски водных животных -- 2--3.
Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией учитель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Заключительный этап экскурсии:
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2--3 дня после экскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Методика организации и проведения экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
3. Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

РАННЯЯ ОСЕНЬ (общие рекомендации).
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа, в частности лес или парк, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.

Экскурсии в лес (парк) желательно проводить в одну и ту же местность. Можно совмещать их с природоведческими экскурсиями, тогда, соответственно, удлиняется время их проведения. Первая из таких экскурсий проводится в начале учебного года, в период ранней осени, в ясный солнечный день.

При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему.

Детей могут сопровождать, кроме учителя, 1—2 родителя. Не следует придерживаться жесткой дисциплины во время экскурсии. Дети идут свободно, общаясь между собой, высказывая свои впечатления.

Следует подчеркнуть пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. С этой целью можно предложить детям потрогать кору разных деревьев, листья, понюхать цветы. Учитель беседует о том, чем можно полакомиться в осеннем лесу, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.

Педагог учит детей правилам поведения в лесу — идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах — с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться. При беседах с учащимися необходимо обращаться к жизненному опыту детей: были ли у вас неприятные случаи, встречи в лесу? как вы с ними справились? и т.д.

Если в лесу (парке) встретятся лекарственные растения (шиповник, рябина и др.), грибы, следует о них поговорить подробнее.
Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в лесу, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Поговори с деревом. Кто больше услышит звуков? Какой запах кажется тебе наиболее приятным? Есть ли в лесу запоздалые цветы? Найди их.

При подведении итогов экскурсии можно коротко поговорить на тему Природа и здоровье, что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей.

Экскурсия в осенний лес. 2 класс.
(проводится в начале учебного года).

загрузка...
Категория: Сценарий в школе | Просмотров: 646 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 17.05.2024, 19:54
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Категории раздела
Сценарий бала 2014
Сценарий свадьбы 2014
Сценарий выкупа невесты 2014
Сценарий юбилеев
Сценарий праздников
Сценарий дня рождения
Сценарий 1 сентября 2014
Сценарий День воспитателя 2014
Сценарий день учителя 2013
Сценарий Татьянин День 2014
Сценарий День Студента 2014
Сценарий 14 февраля 2014
Cценарий 23 февраля 2014
Cценарий 8 марта 2014
Сценарий к 1 апреля
Сценарий митинга 9 МАЯ 2014
Сценарий последнего звонка 2014
Сценарий КВН
Мисс сценарий
Сценарий в школе
Детские сценарии
Армейский сценарий
Сценарий в детском саду
Сценарий учебных заведений
Сценарий мальчишника
Сценарий девичника
Хэллоуин сценарий
Сценарии для взрослых
Сценарий корпоратива
Сценарий посвящения
Сценарий
Сценарий праздничного дня
Сценарий последнего звонка 2014
Сценарий на Новый год 2014
Сценарий Рождества 2014
Сценарий Старый Новый год 2014
Сценарий выпускного 2014
Сценарий утренника 2014
Сценарий агитбригады
Сценарий спортивного праздника
Сценарий летнего лагеря
Поздравление с вручением аттестата
Поздравления, стихи с Рождеством 2015
Стихи на свадьбу
Все о Годе 2015
Стихи про Новый Год 2015
Новогодние стихи 2015
Меню на Новый год 2015
Стихи о войне 1941-1945
Поздравления с Новым Годом 2014
Стихи про папу, дедушку, к 23 февраля
Поделки на Новый год 2014 своими руками
Стихи с Новым Годом 2015
Новогодний сценарий 2015
Сценарий к Новому году 2015
Стихи День медицинского работника
Стихи ко дню Святого Валентина
Стихи на 8 Марта маме, бабушке
Стихи про зиму
Стихи про лето
Стихи про весну
Стихи про осень
Поздравления 2014
Портфолио 2014

Idea Idea Idea поделки Идеи вытынанки Поделки видео Детский сад Питание Пермь Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz