Главная » 2012 » Сентябрь » 12 » Сценарий родительского собрания 2012
16:44
Сценарий родительского собрания 2012
загрузка...


Это выступление перед родителями будущих первоклассников на первом родительском собрании: "Трудности школьной адаптации". В статье говорится об условиях необходимых для нормальной адаптации ребёнка к школьной жизни.О трудностях, которые испытывают дети и их родители в этот период и о путях их преодоления.

В последнее время в педагогике и психологии детства особую актуаль-ность приобретает вопрос о выделе¬нии категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.
1. Начало систематического обуче¬ния в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей дея¬тельности, требует определенной пси-хологической готовности ребенка. Спо¬собность понимать особую роль учени¬ка является одним из показателей воз¬можности принять вместо игры новый вид деятельности - учебу, подчинить¬ся ее требованиям и условиям. Однако не все дети обладают этой способ¬ностью — именно они, несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память, с трудом адаптируются к школе.
2. Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается раз-личным, но для успешной учебы не¬обходимо, чтобы ученик сумел безбо-лезненно принять новые правила и нормы поведения, понять и усвоить специфику учебной ситуации, требо¬вания учителя, наконец, относитель¬ную условность общения, чтобы отли¬чить учительницу от бабушки, с кото¬рой можно капризничать.
Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптирует¬ся к школе.
3.Малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это так¬же вызывает существенные трудно¬сти в период адаптации.
4.Умение сосредотачиваться, удерживать свое внимание на том или ином виде деятельности, слу¬шать учителя не отвлекаясь у раз¬ных детей также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосре¬доточенно, другие на протяжении всего урока внимательны и работо¬способны. Важно помнить, что при¬чиной такого невнимания может быть как быстрая утомляемость из- за плохого состояния здоровья, так и собственно психологическая него-товность - слабое развитие произ¬вольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности. Быва¬ет, что ребенок интеллектуально очень хорошо развит, а работать в классе не может.
5.Многие родители считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний ребенка. В своих стара¬ниях родители нередко теряют чувство меры, поскольку возможно¬сти детей, их возрастные особенности в расчет не берутся. В результате, дети читают стихи, но не понимают их смысла, потому что не знают значе¬ния многих слов, или могут назвать созвездия нашей галактики, но не знают, на какой улице живут, цитируют энциклопедическим словарь, но совершенно не умеют общаться со сверстниками, боятся их, неспособны даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче. Бывают случаи, когда высо¬кое интеллектуальное развитие ре¬бенка, еще не достигшего шестилет¬него возраста, вводит в заблуждение и родителей и учителя, и малыша принимают в школу. А дальше у ре¬бенка возникают физиологические и психологические трудности: жалобы на головную боль, усталость, раздра-жительность, слезы без всякой на то причины.
Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознан¬ности, четкость представлений.
6.Чаще всего с трудностями в пе¬риод адаптации сталкиваются дети, которых учили читать, но не разви¬ли речь и способность различать зву¬ки; которых учили писать, но не соз¬давали условия для развития мото¬рики, и особенно движений пальцев руки; у которых не развита способ¬ность слушать, понимать смысл про¬читанного, нет умения пересказы¬вать, проводить зрительное сопо¬ставление, мыслить.
7. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здо¬ровья, с которым ребенок пришел в 1-й класс.
К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 25% детей. За последние 30 лет число практически здоровых перво-классников снизилось с 61 до 46%. Кроме того, среди детей, начина¬ющих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30-50% выявляется функциональ¬ная незрелость.
8.Специальные обследования по¬казывают, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступа¬ющих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Уже с первых дней стано¬вится ясно, что этим детям трудно. Беспокойные, плаксивые, они не по¬нимают, что такое урок, на котором в основном играют, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обра¬щая никакого внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. Им явно не по си¬лам школьный режим и школьная нагрузка.
Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе
1. Неготовность ребенка к обуче¬нию.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адапта¬ции, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные труд¬ности обучения; среди них больше не-успевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
2. Нарушения в состоянии здо¬ровья.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические за-болевания, ухудшая состояние цент¬ральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.
3. Характер семейного воспитания.
Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал пережи-вание «Мы», он и в новую социаль¬ную общность - школу - входит с тру¬дом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразли¬чия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает опреде¬ленные трудности.
4. Раннее начало систематического обучения.
5. Жесткость требований педагога и родителей.
6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
7. Несоответствие условий обуче¬ния гигиеническим требованиям.
8.Нарушения в организации вне¬школьного режима дня.
Большинство детей ежедневно не досыпают 1-1,5 часа, многие недоста-точно гуляют (1-1,5 часа, вместо трех), по 2-3 часа, а то и более прово¬дят у телевизора.
Условия успешности адаптации первоклассника
1. Одним из главных условий ус¬пешности адаптации - это создание положительного микроклимата. «Де¬ти - активные существа... А если это так, то следует создать им организо¬ванную среду, только не такую, кото¬рая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а та¬кую, которая организовывает и на¬правляет их деятельность» (Ш.А. Амонашвили).
Задача учителя - поддерживать дружбу ребят по интересам, формиро¬вать эти интересы. Важно, чтобы ре¬бенок понял, что класс, школа - это доброжелательный, чуткий коллек¬тив сверстников, младших и старших товарищей.
Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одно -классников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому ребенку очень хочется завоевать авто¬ритет и доверие товарищей. Положи-тельные эмоции, которые он испыты¬вает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Отно-шение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассни-ков. От негативного отношения учите¬ля ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов.
2. Учет возрастных и индивидуаль¬но-личностных особенностей ребенка.
Несоответствие требований и воз¬можностей ребенка ведет к неблаго-приятным изменениям функцио¬нального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению рабо-тоспособности, резко выраженной утомляемости.
3. Дифференцированное обучение.
Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и образовании - это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содер¬жания, форм, методов, темпов, объ¬емов образования создаются опти¬мальные условия для усвоения зна¬ний каждым ребенком».
4. Создание условий для полноцен¬ного отдыха.
К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка за-нятиями в разных секциях и круж¬ках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и пе¬дагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоцио¬нальную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.
5. Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Опре-деление степени его готовности.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
1) общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);
2) воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, да¬же если совсем не хочется);
3) формирование мотивов, побуж¬дающих к учению.
Все эти три линии одинаково важ¬ны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.
6. Установление тесной связи учи¬теля с родителями ученика. Учитель должен:
- согласовать с родителями систе¬му требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повы¬шенных требований;
- организовать встречи родителей со школьным психологом для инди-видуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания;
- организовать встречи родителей со школьным врачом.
Литература
1. Безруких, М. Почему учиться трудно? / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. - М. : Семья и школа, 1995.
2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная про-блема / О.С. Газман // Новые ценности образо¬вания. - М. : Ин-т пед. инноваций. - 1996. - №3.
3. Дорофеева, ГЛ. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в пе¬риод их адаптации к школьному обучению / Г.А. Дорофеева // Начальная школа плюс До и После. - 2001. - № 2.
4. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломен-ский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988.

загрузка...
Категория: Сценарий | Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 21.05.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Категории раздела
Сценарий бала 2014
Сценарий свадьбы 2014
Сценарий выкупа невесты 2014
Сценарий юбилеев
Сценарий праздников
Сценарий дня рождения
Сценарий 1 сентября 2014
Сценарий День воспитателя 2014
Сценарий день учителя 2013
Сценарий Татьянин День 2014
Сценарий День Студента 2014
Сценарий 14 февраля 2014
Cценарий 23 февраля 2014
Cценарий 8 марта 2014
Сценарий к 1 апреля
Сценарий митинга 9 МАЯ 2014
Сценарий последнего звонка 2014
Сценарий КВН
Мисс сценарий
Сценарий в школе
Детские сценарии
Армейский сценарий
Сценарий в детском саду
Сценарий учебных заведений
Сценарий мальчишника
Сценарий девичника
Хэллоуин сценарий
Сценарии для взрослых
Сценарий корпоратива
Сценарий посвящения
Сценарий
Сценарий праздничного дня
Сценарий последнего звонка 2014
Сценарий на Новый год 2014
Сценарий Рождества 2014
Сценарий Старый Новый год 2014
Сценарий выпускного 2014
Сценарий утренника 2014
Сценарий агитбригады
Сценарий спортивного праздника
Сценарий летнего лагеря
Поздравление с вручением аттестата
Поздравления, стихи с Рождеством 2015
Стихи на свадьбу
Все о Годе 2015
Стихи про Новый Год 2015
Новогодние стихи 2015
Меню на Новый год 2015
Стихи о войне 1941-1945
Поздравления с Новым Годом 2014
Стихи про папу, дедушку, к 23 февраля
Поделки на Новый год 2014 своими руками
Стихи с Новым Годом 2015
Новогодний сценарий 2015
Сценарий к Новому году 2015
Стихи День медицинского работника
Стихи ко дню Святого Валентина
Стихи на 8 Марта маме, бабушке
Стихи про зиму
Стихи про лето
Стихи про весну
Стихи про осень
Поздравления 2014
Портфолио 2014

Idea Idea Idea поделки Идеи вытынанки Поделки видео Детский сад Питание Пермь Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz